Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7(495)748-6959
+7(499)394-0730
Акции
 

Перелет «Эмиратскими авиалиниями» особого впечатления не произвел, как и аэропорт в Дубае – повсюду между фанерных пальм лежат табором в живописных позах иностранные рабочие и сильно пахнут немытыми ногами. Одна радость, если остановка там планируется более длительная, можно взять номер в гостинице прямо в аэропорту, а так, пожалуй, «Катарские» были даже лучше – но это дело вкуса… До Манилы долетели без приключений, а там начались первые заморочки с местным «наземным персоналом». На стойке «Continental Airlines» нам сказали, что билеты сейчас выдать никак не могут, поскольку регистрация будет только в 18.30, зато могут получить за нас наш багаж и отправить его … в Дубай!!! Когда я сказала, спасибо не надо, оттуда мы только что прилетели, девушка радостно закивала, и сказала, да конечно, я понимаю, наш агент просто переклеит бирки, и мы отошлем ваши вещи на Гуам. Когда я и от этого отказалась, она стала смотреть на меня подозрительно, не понимая, чего же я, в конечном счете, от нее хочу.
 
В результате мы решили не рисковать, и получить свои вещи самостоятельно, что автоматически означает прохождение паспортного контроля и «выход в город», куда нам, честно говоря, совсем не хотелось, но, что поделаешь… Вышли. И тут же захотели обратно. Подходим к стражам на входе, объясняем, что летим транзитом, но билетов у нас пока на руках нет, только бронь, и нужно нам в офис «Continental» – страж, не моргнув глазом, пригласил нас проходить внутрь – прошли, дали себя обыскать, обнюхать сумки, и оказались в зале вылетов, выход откуда только после регистрации (которая начнется в 18.30, а времени еще только 16.00) на паспортный контроль, и никуда больше. Спрашиваем, как пройти в офис «Continental» – нам с улыбкой говорят, так вот же он, этажом выше! - А как пройти? – Так через улицу и на другой вход!! Повторяем всю процедуру снова – выход, вход, обыск – и, наконец, добираемся до офиса, который, к счастью, оказался открыт. Билеты нам выписали. Кстати, как показала дальнейшая практика, они никому не были нужны – вся информация есть в компьютере, и нам сразу при входе в аэропорт на Палау и Япе выдавали посадочные талоны. Возможно, было бы проще просто выслать нам распечатку подтверждения бронирования, как это обычно делается с электронными билетами? Больше того, они же проинформировали нас о необходимости сохранить посадочные талоны с предыдущего рейса, чтобы не платить аэропортовский сбор, и предложили подождать регистрации у них в офисе на мягких диванах.
 
“Continental” компания американская, поэтому те досмотры, которые мы проходили до сих пор в трех аэропортах сразу показались детской игрой – эти перетрясли все, правда выборочно, у нас, например, разворошили только чемодан с оборудованием, а у немцев за нами просмотрели на свет все, вплоть до трусов!
 
Времени до вылета у нас еще оставалось прилично, поэтому мы заплатили по $15 с человека и прошли в “VIP” зал с душем, кушетками, едой, питьем и Интернетом. Оно вполне того стоит, особенно после долгого перелета и бессонной ночи.
 
Перелет в Корор занял около трех часов, плюс разница во времени с Манилой еще один час, итого прилетели в 01:25 местного времени и в гостинице «Cliffside» были около половины третьего утра. А в 07.00 нам уже позвонили из дайв-центра и спросили, будем ли мы сегодня нырять и присылать ли за нами машину в 8.00. Как ни странно, энтузиастов, которые поступают именно так – три часа поспать после двух суток дороги, и под воду – оказалось довольно много. Однако, мы не из их числа. Договорились с дайв-центром, что позвоним им, когда выспимся и будем готовы. Нужно отдать им должное, они присылают машину по первому зову в любое время (ночью мы, правда, не пробовали).
 
А тем временем мы начали осваиваться в гостинице – вид, правда, хороший, всегда свежий ветер с моря, поэтому кондиционером мы почти не пользовались, просто открывали дверь на балкон. (Кстати, номер нам дали как раз с балконом – мы, конечно, спорить не стали). Гостиничка маленькая, но удобная, действительно может накормить завтраком, обедом и ужином – хотя довольно однообразно и не очень вкусно. Поэтому мы быстро нашли две единственные альтернативные точки в пределах «пешего хода» - очень неплохой новый азиатский ресторан в двух минутах ходьбы на соседней горе, и минут десять вниз по дороге «Palau Pacific Resort». В обоих местах довольно дорого – но душевно и вкусно. Хотя «Cliffside» заверяет, что до города регулярно ходит гостиничный микроавтобус, который, как предполагалось, входит в стоимость номера, на практике оказалось, что он уже полгода как в ремонте! Сейфов ни в номерах, ни у администратора тоже нет – реконструкция, говорят, у нас – хотим, чтобы было как лучше, а пока как всегда! Спросили про адаптеры (розетки-то американские!) – отродясь, говорят, и «в заводе» такого не было, но если очень надо, наш электрик вашу вилку «поправит». Мы почему-то отказались, я позвонила в дайв-центр, говорят, у нас есть – от 10 до 20 баксов штука (на всякий случай лучше все же иметь с собой, могло и там не оказаться!)
 
Еще очень хотелось фруктов – тропики все же. Просили водителя несколько раз завезти нас туда, где их продают (в ресторане подают только апельсины и бананы, еще иногда местный, почему-то желтый, арбуз) – но, увы, продают все то же, еще американские яблоки. Спросили в чем дело, оказывается, счастливые островитяне, отродясь, ничего не выращивали - ели то, что само растет. И сейчас не видят смысла отходить от этого принципа, поэтому едят то, что привозят американцы – а они везут пепси, колу и гамбургеры. Еще консервированные соки и памперсы. Вот такие издержки цивилизации…
Город Корор, каким мы его видели по дороге  в дайв-центр и обратно, впечатления на нас не произвел, поэтому мы туда не ездили, довольствовались прогулками по своим «пасторальным» окрестностям. Судя по тому, что мы видели, склонны согласиться с мнением, что звания отеля заслуживает действительно только «Palau Pacific Resort» (но уж очень дорого!), все остальное «нумера» разной степени комфортности.
 
Теперь несколько слов об организации дайвинга. Организовано все четко, привозят из гостиницы в 8:00, оборудование таскаем на лодку сами, набираем воду в подписанные пластиковые бутылки (полезная вещь, как оказалось в дальнейшем) и выходим в море «с ветерком» на «спидботе», открытом всем ветрам и дождям. Кстати, еще одна совершенно необходимая вещь в этих местах – рифовый крюк. Можно опять же купить в дайв центре за 20 баксов (а можно, в принципе и сделать самим – полтора-два метра крепкой веревки, карабин на одном конце и крюк на другом!). «Сухая сумка» тоже не помешает, так как все «сухие» емкости на лодке постоянно заливает водой, и сохранить хоть что-то сухим практически невозможно.  До всех обычных мест погружений идти около 40 минут, в хорошую погоду ничего, а вот в дождь – очень хорошо иметь с собой непромокаемую куртку или еще лучше плащик, чтобы уж до коленей закрыться, поскольку брызги от волн и дождь в сочетании с сильным ветром – удовольствие ниже среднего! Горячего чая на лодках не предусмотрено (это, почему-то, только у японцев!) – а дождь шел почти каждый день, хотя все в голос говорили, что вот «как раз сейчас у нас самый сухой сезон». Но -  островной климат», что поделаешь.
 
Места вокруг безумно красивые – бирюзовое море на мелководье над рифами, острова, протоки – баунти, в общем. После первого дайва остановка на обед на одном из тысячи необитаемых островов. Обед с собой – из обычного в таких случаях меню – жареный рис, макароны, сэндвичи и т.п. + «фрукты» - банан, или долька апельсина. Иногда островок оказывался не просто «необитаемым», но и совсем «необорудованным», т.е. там не было даже обычных скамеек, тентов и туалетов для туристов, а были тропические птицы с длинными белыми хвостами и летучие то ли собаки, то ли лисицы…
 
Одна из таких остановок у нас была на острове Улонг. Это для Палау историческое место. Там даже стоит памятный знак в лесу, напоминающий о том, что здесь в 1783 потерпело крушение  английское судно капитана Генри Вилсона, которого аборигены не съели, а напротив, помогли ему отстроиться, за что он, в свою очередь, дал местному вождю пару своих ребят с ружьями, которые помогли свергнуть соседнего вождя и сделали «нашего» королем. Вот с этого памятного события и началось «приобщение к европейской цивилизации» чистых душой счастливых доселе островитян.
 
Потом, уже в конце девятнадцатого века пришли немцы (до этого, так никто надолго и не задерживался), но тоже надолго не задержались и в начале 30-х годов прошлого века уступили это хозяйство японцам. Те стали строить дороги, и приобщать местное население к промышленному рыболовству (до этого они все больше гарпуном промышляли, а на Япе, говорят, и до сих пор этот метод в ходу) и разведению жемчуга. Но многого не успели – война, американцы, как результат много военного железа под водой (это для любителей «рэков»). Хотя американцы «завоевывать» Палау тоже не стали (впрочем, местное население было, как говорят, вовсе не против), и в 1994 они, таки, провозгласили независимость (видимо, все от тех же японцев), построили мост палаванско-японской дружбы и получили статус государства «свободно ассоциированного» с США (чтобы это значило? – видно, пепси и памперсы).
 
В результате сегодня среди туристов преобладают американцы и японцы. А может, им просто лететь туда ближе…. В общем, к концу недели, когда мы, наконец, вполне «обаборигенились» оказалось, что уже пора лететь дальше.
 
Яп встретил нас тихой тропической ночью и улыбчивым аборигеном с красными от бетеля зубами. Палау и Корор по сравнению с Япом – большой современный мегаполис. Здесь до сих пор травяные юбочки и набедренные повязки такая же повседневная одежда, как футболки и джинсы. Столица и единственный город называется Колония. «Manta Ray Bay Hotel» находится, можно сказать, в центре цивилизации – рядом местный бизнес центр с магазином и рестораном, там же таможня и налоговое управление, напротив городской суд, какое-то расписное здание с вывеской «Офис общественного защитника», порт, полицейское и пожарное управления. Обо всем этом говорят стрелочные указатели, как в сказке про Ивана-царевича – направо пойдешь…
 
Дайв-центр здесь же, при отеле. Поскольку мы прилетели в пятом часу утра, нам предложили пойти на первое погружение попозже, часов в 12, но мы опять гордо отказались.  Хотя прилетевшие с нами австрияки и швейцарцы так и сделали, а мы, опять выспавшись, посвятили первый день изучению окрестностей. Прилетели мы 14 февраля, поэтому по случаю Дня Святого Валентина в этот день на корабле-ресторане был праздничный ужин, дождя, в отличие от Палау не предвиделось, и настроение с самого начала было благостно умиротворенное.
 
Со следующего дня начали нырять – здесь лодки поменьше и еще менее удобные, чем на Палау. Зато не так трясет по дороге, и идти ближе. Правда, баллоны перед  погружением они все же сами снаряжают. Мы берем уже только костюмы (вернее, сразу одеваемся в них), ласты, маски и прочие мелочи. Пообещали, что на борту будет горячий чай, вода и «перекуска». Вода иногда оказывается замерзшим куском льда – налить ее куда-либо нет никакой возможности – нужно открыть термос и ждать, пока растает. Чай, напротив, чуть теплый и невкусный. Более того, пластиковые стаканчики, из которых предполагается пить, не моют, по-видимому, никогда, если не считать мытьем ополаскивание в морской воде по прибытии на место погружений. В конце дня капитан просто кидает их под сиденье и все. Вот тут нам очень пригодились захваченные с собой с Палау именные бутылочки. Можно конечно запастись водой в бутылках в китайской лавке напротив гостиницы – тоже вариант. В качестве перекуски предлагается по куску кекса – обедов не предусмотрено, зато есть сухие полотенца на лодке. Оборудование моют, как и на Палау, все в куче в одном корыте – чтобы костюмы, BCD и регуляторы отдельно – как будто никто и не слышал никогда! Правда, сам персонал свою снарягу поливает из шланга в сторонке от  «общего корыта».
 
Мы никогда не погружаемся на нитроксе – до сих пор смысла не видели. Но здесь его преимущества очевидны – поскольку, в основном, едут сюда за мантами, а это значит, что погружения «стационарные», на одной глубине (около 20-23 метров) почти все время – сколько бездекомпрессионного предела хватит. И нам на воздухе его явно было маловато. Но ради трех-четырех дней мы на нитрокс переходить все же не стали.
 
Если погружаться не «на мант», то только на внешней стороне рифа – там всегда отличная видимость. Внутри рифа, то, что они называют «макро», не стоит даже выхода в море. Кораллов на Япе практически нет, за исключением нескольких мест на южной внешней стороне рифа. Здесь прошли тайфуны несколько лет назад, и все побито «до основания», но кое-где понемногу начинает отрастать.
 
Весь местный персонал постоянно жует бетель. Один из дайв гидов рассказывал, что пробовал делать это и под водой, правда, оказалось, не очень удобно и загубник весь изжевал.
 
Кроме «Manta Ray»  рядом есть еще совсем маленькие «нумера» - «Waterfront Inn», и через дорогу очень уютный ресторан – «Oasis», где чай как раз вкусный, и еда тоже. Персонал «не островной», поэтому бетель не жует и гостей обслуживает с радостной улыбкой и старанием. При этом все почти в два раза дешевле, чем «на корабле» в «Manta Ray». Кстати, по крайней мере, половина европейского персонала «Manta Ray» тоже там кормится. Для разнообразия можно поесть и в ресторане на втором этаже «бизнес-центра» - тоже неплохо готовят, и недорого – но не сильно уютно.
 
Еще за полицейским участком на горе есть «Trader’s Ridge Resort» – говорят там тоже неплохой ресторан, но мы туда не дошли.
 
В самом «Manta Ray» в номерах есть выход в Интернет, так что при наличии компьютера можно связаться с миром. Кроме того, рядом с «Waterfront Inn» есть Интернет-кафе. Мобильная связь, как на Палау, так и на Япе, отсутствует. Можно, конечно, было купить местную sim’ку, но мы не настолько истосковались по работе, родным и знакомым, чтобы не прожить пару недель « в недоступности». Телевидения тоже нет. Правда в номере есть DVD-плеер – как на сафарийной лодке – можно привезти диски с собой, или брать напрокат в гостинице или в соседней лавке. 
 
В последний день мы съездили на экскурсию в местную деревню – очень рекомендую – довольно живописно и познавательно. Стоит это удовольствие $58 с человека. Там нас очень гостеприимно принимали, местный «вождь» подробно рассказал, как этот бетель нужно употреблять, показал, как он растет, а молоденький парнишка забрался на пальму и пару веточек для туристов добыл.   Деревня вполне живая, не инсценировка. Хотя, программу для туристов, конечно, готовят – и детишки сплясали, и девочки в соломенных юбочках корзинки плели и угощали «дарами леса», включая бетель. Правда, никто из туристов его пожевать так и не решился.
 
На вылете с Япа персонал «Continental» опять с пристрастием обыскал все чемоданы и сумки – мы думали, здесь будет попроще, чем в Маниле, однако, жестоко ошиблись. Американцы свои интересы блюдут свято, в чем и местный персонал натренировали.
 
По дороге в Манилу я сильно простыла под кондиционером в самолете, поэтому, остановка в гостинице для нас оказалась весьма кстати. Правда, «Mandarin Oriental» с табличками никого не встречает, зато прочие встречающие нам тут же подсказали, что нужно пройти в их офис через дорогу. Там девушки нас душевно приняли, предложили напитки и посадили в машину. Оказывается, у них правила такие, и им выходить встречать гостей «с табличками» «не положено».
 
Ждать поселения нам не пришлось, более того, водитель всю дорогу связывался с отелем и докладывал, где мы едем, а у входа нас уже ждал администратор, который лично проводил нас до номера, сам заполнил за нас регистрационные карточки и пожелал приятного отдыха в Маниле. Что мы и сделали. Правда, когда вышли прогуляться «вокруг парка» тут же начали задыхаться от выхлопных газов – вот что две недели на островах с городским человеком делают!
 
Обратная дорога, с учетом остановки в Маниле, заняла почти двое суток (46 часов до Екатеринбурга). И мы опять сказали себе, что в следующий раз только туда, где лететь не больше пяти часов – но это было тогда, ночью, после трудного перелета, а через два дня все кажется уже не таким страшным, и дальние страны снова манят…
 

Говорухины Татьяна и Вениамин,
Екатеринбург.